Полезная информация - Комментарии
Несколько дней назад Верховный Суд РФ частично удовлетворил иск жителя Красноярского края Александра Матюхина о признании недействительным ряда пунктов Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденной Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308
"О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения", п. 5 которой предусматривал, что по результатам освидетельствования акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, составляется в 2 (двух) экземплярах с указанием даты освидетельствования и номера, соответствующего номеру регистрации освидетельствования в Журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами, форма которого утверждена указанным приказом Минздрава России.
Между тем, еще с 01.07.2008 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", п. 18 которого установил, что акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения составляется в 3 экземплярах, подписывается врачом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и заверяется печатью с названием медицинской организации и наименованием подразделения, в котором проводилось освидетельствование.
Несоответствие данному постановлению названной инструкции очевидно, однако незаконность сложившегося порядка наделения актом только милиционера вытекает из конституционных положений.
Так, ст. 24 Конституции РФ предоставляет каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Ни одним федеральным законом подобный запрет предусмотрен не был, поэтому сложившаяся практика долгие годы нарушала права водителей.
Одно из требований гражданина Матюхина осталось без удовлетворения. Так, он просил, чтобы при медицинском освидетельствовании присутствовали понятые.
Однако понятые в соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях участвуют в строго определенных Кодексом об административных правонарушениях РФ случаях, и при направлении водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения их участие не предусмотрено. Хотя процедура данного мероприятия, выявляющиеся злоупотребления при его проведении настоятельно диктуют необходимость внесения соответствующих изменений в закон.
Внимательно отслеживайте любые изменения в законодательстве об административных правонарушениях, касающиеся порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Это позволит вам успешнее защитить ваши права.
Адвокат в Саратове Виталий Бондаренко